Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни,
стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием
дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с
ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ОВД необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка: 1) физические признаки: - боль при сидении, ходьбе; - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части
живота, бедер; - инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- недержание мочи; - наличие инфекций, передающихся половым путем; - беременность;
2) изменения в выражении сексуальности:- кажущиеся странными и необычными или не соответствующие
возрасту знания о сексе; - необычная или не соответствующая возрасту сексуальная
активность (мастурбация, трение о тело взрослого); - повышенный интерес к играм, материалам сексуальной
направленности; - склонность к сексуальным действиям с другими детьми; - имитация полового акта с характерными
стонами движениями; - соблазняющее, завлекающее поведение по отношению сверстникам и взрослым; 3)
изменения в эмоциональном состоянии и общении: - трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание
общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми); - внезапная, немотивированная
замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;- частая задумчивость, отстраненность; - постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость; - возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком
«взрослое» поведение; - отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); - амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего
школьного возраста); - рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку...»);
- утрата туалетных навыков (чаще у малышей); - равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив,
навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);
4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:
- прогулы занятий в учреждении образования; - внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и
положительное) или потеря интереса к любимым занятиям; - неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному
человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»)',
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их
воспитанию)', - неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;
- отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть
до ухода из дома (у подростков);
5) изменения самосознания: - снижение самооценки; - отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной
испорченности; - саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая
подверженность травмам и несчастным случаям); - суицидальные разговоры и попытки; 6) невротические и психосоматические симптомы: - обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);
-сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей); - боязнь раздевания (например,
отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре); - головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи; - расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется
придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его«замыкания в себе»:
- избегание упреков, обвинений, пристыживаний; - серьезное отношение к услышанному; -спокойствие, выдержка;
- успокаивания, подбадривания, поощрения; - сопереживание; - искренность, честность; -использование лексикона ребенка;
- восприятие всех без исключения услышанных сведений;- незамедлительная и тщательная проверка предположений.
! Категорически не рекомендуется: S давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»)',
•S советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее. Сетевые педофилы: как увидеть нападение хищника
Интернет нужен педофилу в первую очередь для того, чтобы с меньшим риском подобрать себе жертву. Сюда входит все: и сбор информации о будущих жертвах, и собственно работа по их «завлечению в сети». Все делается удаленно, и нет риска «светить» свою физиономию - и даже вообще можно выдать себя за другого, «скажем, за... ребенка».
Именно так педофилы подбирают себе жертву в Сети - прикидываются сверстниками общающихся там детей. Вера детей
и взрослых (тем более специалистов), что взрослый не знает и не освоит
молодежную манеру общения, не в курсе, чем интересуются дети и что у
них модно, выглядит по меньшей мере наивно. Тем более что и педофилы,
как показывает статистика, отнюдь не бесталанны.
Итак, педофил представляется мальчиком или девочкой, при необходимости ставит в качестве «своего»
фото, изображение какого-нибудь ребенка и начинает «завязывать дружбу». У ребенка чаще всего даже не возникает сомнения, что с ним общается не сверстник, а «пузатый дядя» - вот насколько хорошо входят в роль те, кто, по мнению
некоторых, «вырос из возраста». Педофил может предложить меняться по сети картинками с
увлечениями, музыкальными файлами - то есть делать то, что делают
дети и подростки, и это укрепляет доверие ребенка. Под этим соусом он
начинает «вбивать» нужные ему мысли - например, меньше слушаться
осторожных советов родителей. А когда «виртуальная дружба» окрепнет,
педофил назначает ребенку реальную встречу. Реже в публичном месте,
чаще - у себя дома, где неконтролируемое поведение ребенка легче
пресечь.
На встрече, собственно, и происходит растление - или, если ребенок испугался того, что вместо одногодка там
оказался дядя - изнасилование. Нередко педофилы снимают свои «сессии» на фото или видео и обмениваются кадрами с другими педофилами. Подобрать себе жертву педофил может не только в детском чате или форуме. Ему вполне могут помочь абсолютно доступные Интернет- сайты школ, детских кружков и прочих внешкольных организаций. Дело в том,
что там имели (а кое- где и до сих пор имеют) свойство размещать фотографии учащихся или кружковцев, расписание занятий по группам или классам и т.д. В результате педофил может точно установить местонахождение
ребенка и по фотографии даже оценить объект «охоты». Дальше, например, ребенка встречают у
школы, обманывают какой-нибудь «легендой» и ведут в укромное место. Симптомом развращения ребенка педофилом может быть резкое изменение его поведения - ребенок становится замкнутым, плаксивым,
боязливым, начинает плохо спать по ночам. А также лишние деньги в
объемах, которых у детей обычно не бывает - частые «подарки».
Впрочем, вместо купюр могут наличествовать новые игрушки, одежда (родителями или родными не покупавшаяся),
гаджеты (электронные игры или даже мобильник). Родителям стоит уделять внимание и на переписку посредством
социальных сетей и мобильных приложений своих детей со знакомыми им друзьями и одноклассниками, походы к ним в гости. Ведь педофил может их ждать и там. Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили
факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя
обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше нерасскажет.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать
уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети
имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается
причинить им вред в любой форме.
Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи — это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих- либо домогательств. Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.